Юлия Мельникова (avit_al) wrote,
Юлия Мельникова
avit_al

Григорий Сковорода- саббатианец?!

Диалог Григория Сковороды «Имя ему – Потоп змиин» свидетельствует, что ересь Шабтая Цви не только проникла на украинские просторы, но и успела там укорениться. Первое впечатление: Сковорода – саббатианец, может, не самого яростного толка, но влияние саббатианства на его философию очевидно. В «Потопе змиином» отражается древняя ближневосточная легенда, пришедшая, скорее всего, через апокрифическую еврейскую книгу «Восхищение Варуха», будто бы все потопы вызываются извержением вод из пасти гигантского «мирового змея».
Но меня сильнее всего в этом диалоге толкование образа змея – оно насквозь саббатианское. Последователи Шабтая Цви верили, что Машиах (перевернутое ивритское «нахаш», змей) должен спуститься в бездны греха, как змей или крокодил опускается в грязное болото, мутную илистую реку.

Переделка учения секты «офиофагов», пожирателей змей, известных позднее под названием Махви?! Вольная интерпретация туманного намека из «Зогара» о двух больших гадах, лежащих между двумя египетскими реками? Не знаю, но Шабтай Цви был еще тот змеище (в оккультном значении). Змеиными символами проникнуто все саббатианство. Змей, который, помните, «был хитрее всех зверей полевых», выполнил очень щекотливую миссию – уговорить Хаву сорвать плод с запретного древа познания. Ползущий, наглый, пронырливый, обречен «питаться прахом», протирать свое нежное брюхо о камни и песок. Но на Востоке он – многогранен. Совратитель, без которого не развернулась бы история человечества. Хитрюга, превратившийся в посох Моше/Мусы, знак смерти и исцеления.
Очень близко к восточным трактовкам подходит диалог Сковороды, иногда даже повторяя слово в слово изречения из малоизвестных трактатов, бытовавших в кругу саббатианцев.

Не знакомому с ересью Шабтая Цви трудно понять, почему у Сковороды змей «… хитр и вьется в кольца так, что не видно, куда думает, если не примЂтить голову его. Так и вЂчность вездЂ есть, и нигдЂ ея нЂт, тЂм что невидна, закрывая свою ипостась…» Шабтаю Цви ученики приписали одно странноватое изречение: якобы иудейский Закон – Тора спустилась с небес в виде длинной, узкой ленты, похожей на змею, и слова ее составляли нечто вроде прекрасного узора змеиной чешуи. Видя переплетение еврейского письма, действительно можно подумать, что это бесконечная змеиная спинка. А вот что говорил Григорий Сковорода: «… яко же змій часто вьется, перевиваясь в разныя свитки на том же мЂстЂ, а по виду кажет перемЂну, так и бібліа представляет разнообразныя повЂсти и реченія…» Случайное совпадение?



Движемся дальше. Двойственность роли змея тоже упоминается у Сковороды: «…Знаешь видь, что змій есть, знай же, что он же … лжив, но и истинен. Юрод, но и премудр. Зол, но он же и благ…» Нетипичный для европейской философии поход, там змей всегда зло. Или он хорошо знал сочинения саббатианцев?! Ответа на этот вопрос пока нет. Сковорода упоминает о суде над змеем, без котрого он не сможет выполнить все предназначенное. «…Горы преносит, и змія поднимает кто ли? ВЂра. Подними прежде, не зміино, но твое самаго сердце, куда? К вЂчному, а змій во слЂд твой самовольно вознесется вгору и повиснет на древЂ, а тебЂ на шею. Душа. Вот бЂда! Загризет...
Дух. О, дура! Не бЂда, но спасеніе... Он только тогда вреден, когда по землЂ ползает…» После этого суда змей будет повешен… на шею и станет безопасным. Стоит ли повторять, что у саббатианцев надежды на избавление связывались с укрощением и усмирением змея, исправившегося после долгих мучений, чтобы служить Всевышнему. Под змеем понималась земная, грешная природа человека, его плотские страсти. Мы носим их, как в древности восточные красавицы носили на шее красивых змеек вместо ожерелья или обматывали ими руки вместо браслетов. Змеи – грехи всегда с нами. Но было б здорово снять их, повесить на дерево и вздохнуть с облегчением! Это подразумевали саббатианцы. Но они не сумели снять змей с себя, напротив, обвешались ими и погибли под тяжестью змеиных туш.
Пс. Когда я пыталась перенести цитаты из диалога Сквороды в эту заметку, то в компьютере неожиданно «проснулась» піддержка украинского язика. Слова «Потопа змиина» искуственный интеллект принял за украинские. Запуталась, потому не взыщите, если что неправильно написано.


Tags: #ереси, #история, #украина, Украина, змеи, история, роман "Львив"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments