Юлия Мельникова (avit_al) wrote,
Юлия Мельникова
avit_al

Category:

роман "Львив"

Это безумие, говорили мне, написать роман о Львове без украинской идеи и почти без украинцев! Ладно, если б там речь шла только о секте и ожиданиях конца времен: тема актуальная в преддверии 2012. Но ведь роман начинается с мусульманского Львова, с турка Фатиха-Сулеймана Кёпе, живущего на Сарацинской улице, а действие разворачивается на фоне постоянных осад Львова турецкими и крымско-татарскими войсками! Причем мечта о зеленом знамени над Ратушей не сбывается из-за каких-то мелочей! Но это фантазия на тему ориентального Львова, оправдывалась я, немного не совпадающее с реалиями истории.
Кроме того, появление в последней четверти 17 века в Львове секты саббатианцев и их конфликт с рабби Нехемией Коэном, вмешательство в него ордена иезуитов, – это не моя выдумка, а исторический факт. Оказавший большое влияние на всю дальнейшую жизнь евреев Восточной Европы: так появился хасидизм, мистическое течение, соединившее элементы разных религий.
Уже то, что современный иудаизм почти всегда ассоциируется с хасидами ХаБаДа, думаю, достаточное основание, чтобы затронуть в романе его истоки.


А они, получается, не совсем иудейские: ересь Шабтая Цви, орден Ходжи Бекташи, дервишем которого Шабтай стал. Добавлю, что «Львив» - ни в коем случае не попытка оправдать Шабтая Цви и саббатианцев. Они еретики, достойные ада. Но фигура Шабтая Цви, то есть Азиз Мухаммеда эфенди капыджи баши, заслуживает самого пристального рассмотрения. Гершом Шолем, знаменитый своими исследованиями еврейской мистики, подошел к личности Шабтая как психиатр. Обещая в самом начале своих трудов объективно изучить феномен Шабтая Цви, Шолем это обещание не сдержал. И вслед за другими заявил: Шабтай страдал маниакально-депрессивным психозом, он был болен, потому верить его словам нельзя.
Я подошла иначе. Впервые о Шабтае Цви узнала из учебника иврита, был такой текст. Преподаватель, как сейчас помню, вопрошал: ну, расскажи мне про этого еретика Оленкина (Цви – «олень»), почему он с султаном скандалил?! Меня удивило, прежде всего, то, что евреи о Цви помнят и что его деяния до сих пор остаются предметом дискуссий. В русской культуре с вероотступниками разговор недолог – их имена стираются мгновенно. Потом в газете наткнулась на статью Ирмы Фадеевой «Авантюра Шабтая Цви». И только в 2008 году собралась написать роман – не сколько о Шабтае, столько о его безумном времени, провале мессианизма еврейского и порожденном им мессианизме украинском.
Роль Шабтая Цви в истории Украины сыграл Богдан Хмельницкий. Слухи о том, что и Хмельницкий стал мусульманином, как Шабтай Цви, и что они даже были знакомы лично, до сих пор существуют. Есть старинная гравюра, где изображен Хмельницкий, молящийся вместе с турецким султаном. Объединяет их многое. Шабтай Цви разочаровался в своем народе, так и не сумев ни вывести евреев в Израиль, ни даже улучшить отношение к ним властей Османской империи. После его выходок турки, до того к евреям относительно терпимые, стали заражаться диким антисемитизмом. Следы этого – неизжитые доныне страхи перед общиной «дёнме», наследниками саббатианцев. Богдан Хмельницкий, мечтавший дать украинцам свободу, привел свой народ к Переяславской Раде.
Оба они имели отношение к Галиции и Подолии, оба не взяли Львов. Шабтай, правда, в Львове не был, но именно этот регион он выбрал экспериментальной площадкой для своих последователей. Отчасти из-за того, что в Львове жил его главный соперник, рабби Нехемия Коэн (ха-Коэн) Лембергер, и в 1670-х, когда мало кто сомневался в скором взятии Львова турками, умолял султана послать его на штурм этого города с еврейским войском. Предполагаю, что Шабтай Цви мечтал возглавить разрозненное львовское еврейство и отсюда нести свое учение в Европу. Благо мистическая аура Львова для этого идеально подходит, и людей, жаждущих чуда, предостаточно. Последствия этих неудач мы видим воочию: Львовская битва 1675 года остановила экспансию турок в Европу, а спустя год Шабтай Цви умер. Но не стоит сваливать на Шабтая Цви ближневосточный конфликт, а на Богдана Хмельницкого – проблемы украинской государственности. Хотя без них все могло быть по-другому. Но не стало…


Tags: #история, #львив, #украина, история, летучие мыши, роман "Львив"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment