Юлия Мельникова (avit_al) wrote,
Юлия Мельникова
avit_al

Category:

Нео-саббатианство (из газеты "Маарив")

Осмелюсь выложить мой вольный перевод статьи, необходимой для понимания сюжета романа "Львив".
Интервью рабби Якоба Лейба ха-Кохайна израильской газете «Маарив» 13 июня 2008 года. Вопросы задает журналист Йонатан Леви.
Приемлемый грех.
Он сменил несколько религий – ислам, христианство, индуизм, но с целью разрушить их изнутри. Он любит нарушать запреты и заповеди, чтобы только сравнить их. Рабби Якоб Лейб ха-Кохайн пошел по пятам Шабтая Цви и «мааминим»: чтобы освободить хотя бы часть взаимосвязанных священных искр, их пришлось вытаскивать прямиком из зла. Неосаббатианство достойно сбросить с народа ярмо. Во 2-й половине 17 века Шабтай Цви объявил себя Машиахом. Среди европейских евреев началось движение, умаляющее роль религиозных законов. Множество евреев поверили, что наступают другие времена, они прекратили работать и вернулись в дни экстатических ожиданий…


По мнению последователей «мааминим», Шабтай Цви возвестил отмену заповедей и символическим образом совершил запретные деяния, нарушающие правила кашрута и благопристойности (буквально - наготы). В конце концов, он пришел в помрачении рассудка к турецкому султану, чтобы тот разрешил евреям переселяться в Израиль. Султан арестовал его и велел убить, если Шабтай не согласится перейти в ислам. Шабтай Цви в состоянии тяжелого душевного расстройства и ощущая разрыв связей с еврейским народом, согласился стать мусульманином. Последователи его, «мааминим», увидели в мусульманстве Шабтая Цви теологическую жертву, что его действия стали первой попыткой извлечь священные искры из полного мрака. Следуя по тому же пути, Якоб Франк оспорил изначально непреложные законы, еще дальше увел эту идеологию, устраивая оргиастические культы, высказывался за христианство и даже возвысил тех иудеев, которые стали кровосмесителями (буквально - портили кровь). Но это движение быстро агонизировало, и, выведя маленькую общину «мааминим» в Турцию, оказалось в гуще омусульманивания (буквально – в трясине) внешне, а в сердцах они оставались саббатианцами, установили смешанные законы (буквально –законы перепутья Шабтая Цви) и стали неизбывной травмой для еврейского народа.
Рабби Якоб Лейб ха-Кохайн, лидер движения «денме-вест», современный еврей из Калифорнии, считает себя возвратившим тайны саббатианцев. Он дружил с каббалистами, научившими его примерам служения Шабтая Цви, Натана из Газы и Якоба Франка. Как и они, рабби ха-Кохайн менял религии: христианскую, мусульманскую и даже индуистскую, не только в публичных своих заявлениях – но и чтобы посвятить годы постижению Всевышнего.
Возвращающийся к религии, неофит, не стоит рядом даже с самым совершенным праведником, потому что он расширяет свои знания, практикуя запрещенное Торой.
Л.: так откуда же взялось неосаббатианство? Что в нем есть такое, чего нет в других религиях?
К. Прежде всего, неосаббатианство – не религия. Неосаббатианство приглашает разрушить религии, но - не конкурируя с ними. Все религии, особенно монотеистические - это скорлупки, связанные с красотой, великолепием Всевышнего. Евреи исповедуют иудаизм, мусульмане - ислам, христиане - христианство, а мы, неосаббатиане, поклоняемся Всевышнему. Не отпечатку бесконечности, не тому, что имеет осязаемую сущность, не тому, что мы чувствуем, а тому, чего достигли мудрецы Каббалы, разум которых есть самое дорогое для нас в иудаизме.
Если со стороны, кажется, будто у нас отдельная ото всех прочих вера и свой религиозный культ, то, если посмотреть здраво, мы заняли место камня преткновения, пытаясь объяснить то, чего иудаизм не объясняет. Нам ближе представления Карла Юнга об эмоциональном потрясении, которое уникально само по себе и не имеет ни четкого выражения, ни пределов познания. Это соединяет нас со всем наследием прошлого, углубляет в бесконечные глубины земного и просторы небесного.
Л.: Кто был вашими религиозными наставниками?
К.: Целью моих духовных учителей было то же, что и у Шабтая Цви и Якова Франка – не чтобы отличаться от них, но чтобы решить неразрешаемые вопросы Всевышнего. Все подчеркивают в неосаббатианской Каббале, что мое освобождение – или моя трансформация – это, прежде всего освобождение и трансформация Б-га. Как говорил Мартин Бубер, все люди наделены ясным пониманием, но не ради себя самих, а ради изменения мира. Целями моих религиозных учителей было возвращение и освобождение искр святости, находящихся внутри. Действительно, цель религиозного наставничества неосаббатианцев – разрушение религии тем же путем, каким, например, червь разрушает яблоко.
Л.: Как вы комментируете вывод «заповеди оставим в прошлом»?
К.: В неосаббатианской Каббале нет идеи греховности, это всего лишь видоизменение скверны, ритуальной нечистоты в святость. Баал-Шем-Тов (основатель хасидизма) учил, что мысли о злом и чуждом присутствуют как в самом человеке, так и в молитве, но они приходят для того, чтобы освободить и возвысить. Другими словами, если мы совершаем грех, то действуем лишь внешне, телесно, физически, это внутренняя встреча со злом в своем сердце – не для противоречия, а для изменения. Например, если чуждая мысль входит в человека во время молитвы, то пусть займется страстным сексом со своей юной возлюбленной – и это будет вместо молитвы. С другой стороны, молитва должна подавлять мысль. Это разрешается в отрывке из «Зогара» - «врата сравнения»: не во имя удовлетворения твоего полового влечения, но чтобы освободить крупицы святости из твоей страсти. Это действие проявляется везде, будь то рассказ об исправлении святого или в запрещенных сексуальных фантазиях.
Л.: Я понял для себя, что не только вы идете по стопам Шабтая Цви и Якова Франка во взглядах на половые отношения…
К.: Не совершайте деяний, которые делали Цви и Франк, ни в вопросах пола, ни в других вещах. Во всем том, что связано с сексуальными переживаниями, твоя беспринципность в молодости в итоге приведет к смерти и вырождению. То, что делают в твоей душе «врата сравнения» - это объединяет со Всевышним и ведет к победе. В любом самостоятельном мнении присуствуют силы, которые касаются изменения б-жественного начала. Это, конечно, не то, что было в реальных действиях и словах Шабтая Цви или Якова Франка – это дисциплинарное (в смысле зависит от нас). Действия их были святы и не противоречили еврейской мудрости, но они были обмануты более, чем те, кто тоже совершал эти действия. Неизвестно, кто был больше экзальтирован, кто, в конце концов, больше возвысился духом.
Л.: Какими путями вы пришли к связи с Б-гом?
К.: Мой путь – это молчание и установление связей (коммуникация).
Л.: Шабтай Цви считался своими последователями Машиахом, и не только во всеобщем смысле, но и в принципах понимания еврейской истории, как Иисус для христиан, которые тоже в него верят. Чем объяснить эту идею?!
К.: Мы представляем Шабтая Цви как деятеля, даже как Машиаха в параллельной трактовке, и, конечно, не принуждаем христиан следовать этому (напомню, это говорит нео-саббатианец) В наших глазах Шабтай Цви и Иисус были героями, духовными посланниками, положившие начало эпохе, в которой мы живем до сих пор. Мы взяли часть от христианства, и не только от него, то, что называется «непрерывное постижение б-жественного». Шабтай Цви не был Б-гом (в том смысле, в котором христиане понимают личность Иисуса), он был б-жьим человеком, следующим путями Б-га в словах и поступках. Что для нас самое важное в Шабтае Цви? Это человек, открывший радость б-жественного сам по себе. Как шофар (ритуальный бараний рог). В Талмуде написано, что шофар священен, но не сам, а то, что в нем дозволено дать молоко младенцу. Шабтай Цви – это шофар, который издает звук. Мы идем за этими звуками, но не за другим рогом, приносящим смерть.
Л.: По-моему, есть разница между антиномизмом и уничтожением законов в восточном стиле «мудрого помешательства», что обогнало трудность задач или разрушило «эго».
К.: Да, может, не в старом саббатианстве, а в решениях нашего нео-саббатианства. Это называется иначе – синкретизм, действовать вместе, уподобляясь и евреям, и другим народам. Шабтай Цви соединил между собой иудаизм и ислам, Яков Франк тоже соединял разные элементы, и нео-саббатианство тоже интегрирует восточные религии.
Л.: Если вы обнаружили связи между античными учениями и уничтожением границ разрешенного, значит, вы прибегли к идеям субкультуры протеста 1960-х?
К.: Мне 73 года, и, когда я вспоминаю себя даже маленьким в колыбели, все это касается б-жественного, это то, что сохранило меня и бесконечно присутствует в снах и мечтах.
Так я нашел универсальное учение о б-жественном. Я изучал философию и религии в колледже, открытом всем веяниям 60-х. Определенным образом (если простите мое особое мнение) многие люди использовали идеи 60-х и не 60-х, чтобы создать это учение.
Л.: Вы нашли саббатианство, в сущности, в связи с общиной денме в Турции, потомками «мааминим» и Шабтая Цви?
К.: Моя семья происходит из Стамбула, из общины денме в Турции. Они прибыли в Америку 100 лет назад, чтобы усердствовать в саббатианстве и установить связи с евреями, которые считались незаконнорожденными.
Они не говорили мне о Турции и о Шабтае Цви, и только после их смерти, когда мне было 26 лет, бабушка рассказала мне о наших корнях и дала портрет моего деда, раввина, облаченного в одежды денме, когда ему был 101 год. Может, из-за моего происхождения община денме в Турции (они называют себя «мааминим») поддержала меня в самом начале пути. Например, многие люди из этой интересной общины – денме, а их руководитель – ортодокс, и мне удалось узнать эти вещи.
Л.: Я думаю, есть искушение в том, чтобы выкупить 400-летний дом, где родился Шабтай Цви?
К.: Да, этот проект крайне важен для меня и для всех «мааминим» в мире. Дом в 3 этажа в Измире стоит, покрытый гамачной сеткой, с разрушенным фасадом, с января 2007 года. Там планируют либо сделать музей, либо сдать площади в аренду или устроить туристическую достопримечательность. Мы создали удивительное сообщество в социальной сети «Фэйсбук», чтобы продвинуть этот проект и собрать деньги.

Перевод может быть не совсем точным, т.к. некоторые слова я не нашла. Один фрагмент пропущен. Но все права на него принадлежат мне )):


Tags: #ереси, #история, история, роман "Львив"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments