Юлия Мельникова (avit_al) wrote,
Юлия Мельникова
avit_al

Categories:

Имеют ли отношение к масонству т.н. «масонские» памятники?

– этим вопросом я заинтересовалась, побывав в прошлом году на Лычаковском кладбище Львова.

Среди кривых лиственниц, туй и грецких орехов иногда попадались странные замшелые от сырости надгробия: крест-дуб, крест-дерево, множество сучьев отпилено и срез отполирован.  Ни таблички, ни надписи. Здесь похоронен масон, анонимность объясняется тем, что на небесах, мол, и так всех знают, нечего подписывать. Путеводители датируют их примерно концом 18 века (австрийские масонские ложи действуют с 1770-х годов), но, возможно, памятник относятся к 19 веку или даже к началу 20в.  На кладбище, открытом в 14в., черт ногу сломает.
Этим летом вместе с daria_iz_orla я увидела несколько весьма похожих памятников на Креститеьском и Троицком кладбищах города Орла. Они стали важным открытием сезона кружка «Юный тафофил». Правда, орловские более поздние,  с табличками. Масонские надгробные памятники – в виде дерева с множеством отрубленных сучьев, или в форме простого креста, сложенного из двух стволов дерева, тоже с гладко обработанными срезами и тщательными прожилками коры, встречаются на старинных кладбищах едва ли не повсеместно. Удивительно их внешнее сходство и уровень исполнения – казалось, что на огромных просторах Евразии поработал один мастер-каменщик, изготовив сотни красивых, почти одинаковых надгробий.


«Народное» стойкое  убеждение, что это – могилы масонов, не всегда соответствуют действительности. Памятники могут оказаться еврейскими, караимскими, христианскими, но не обязательно масонскими. Дело в том, что дерево –  древний  универсальный символ, Мировое Древо мифов разных народов, Древо Сфирот иудейской Каббалы, Древо-Крест христианской мистики и т.д. Дерево с обрубленными сучьями иногда означает могилу отца, потерявшего своих сыновей и просто быть примером своеобразной «кладбищенской» моды, когда изначальный смысл памятника утрачен.

Дерево – символ не «чисто масонский», но используемый в символическом миропонимании этого тайного общества. Так же, как, например, звезда Давида, кресты особой формы и т.д. Дерево зеленеет (живет) и засыхает (умирает), оно – удобный пример для объяснения вечной темы смерти. Дерево (акация) связана с ключевой легендой о первом масоне и часто встречается в масонской атрибутике, а пальма или гигантский дуб, произраставшие одновременно в мире нижнем и мире верхнем, в воде подземной корнями, в огне солнца верхушкой, изображаются на символических масонских иллюстрациях[1].  Нередки картины наполовину опавшего, наполовину зеленеющего древа (не его ли имел в виду масон Гете в «Фаусте» - «древо жизни вечно зеленеет»?) Или двух симметрично противопоставленных друг другу дерева, сухого и цветущего, разделенных пропастью….
Масонская философия символов многообразна, сложна и во многом  «закрыта» для обыденного понимания. Поэтому сказать о том же символе дерева довольно трудно. Придется обратиться к масонам. Известный русский писатель, эмигрант 1 волны, М.А. Осоргин, по совместительству масон, уверял, что: «… Существует довольно стройная философская система миропонимания, основанная на символах. Все эти символы открываются на 3 степенях посвящения. Лежащему в черной храмине (имеется в виду гроб для инициации) объясняют: для постижения необходимо, во 1-х, отречься от истин и предрассудков мира профанского (т.е. мира непосвященных). Не потому, что якобы в нем все ложно, а потому, что нужно начинать сначала, с
tabula rasa (с чистой доски), как бы стать ребенком. Явиться в Храм познания духовно нищим[2]Сам он признает, что, конечно, масонское миропонимание могло бы обойтись и без системы символов, но символы продиктованы самой логикой эволюции разума. Осоргин напоминает: сознание неофита постепенно, при помощи товарищей по ложе, от неведения младенца приближается к уровню ребенка 3 лет. Ребенок в этом возрасте воспринимает мир посредством символов, которые ему растолковывают взрослые. От себя прибавлю, что все эти камушки, кубики, пирамидки, палочки, ленточки, лопатки, совочки, фартучки  – вроде бы детские предметы наделяются в масонской философии глубокими смыслами. Камень дикий, природный после упорного труда превращается в камень кубический, гладкий, обработанный. Дикий камень – символизирует непосвященного, но камень обработанный, гладкий –  идеал духовного совершенства, к которому надо стремиться. Сочетание отполированных до блеска частей памятников с подробной имитацией грубой шероховатости древесного ствола – намекает на противоречивость человеческой натуры. Находящейся в постоянном выборе между добром и злом, между высокими идеалами (гладкая поверхность) и природной приземленностью (шероховатость, прожилки, сучья) и объединенный общим стволом (символ вертикали, единства всех начал, общности земли и неба).


[1] Например, на вклейках в «Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000. Энциклопедический словарь. М., РОСПЭН, 2011»

[2] Новиков В.И. Масонство и русская культура. - М.: Искусство, 1988. // Осоргин М.А. Символическое миропонимание.


Дальнейшая разработка этой темы с фото
http://www.province.ru/orel/news/history/oryel_masonskoe_gnezdo/

Tags: #история, #масоны, #орёл, Орёл, история, масоны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments