Юлия Мельникова (avit_al) wrote,
Юлия Мельникова
avit_al

Category:

Русский раскол и еврейская ересь.

Вы боитесь 2012 года?

Но это все-таки не 1666, когда тоже ожидали конец света, но вместо него произошло несколько религиозных революций, последствия которых до сих пор сказываются. Мой роман «Львив» рисует один угол объемной картины неудавшегося Апокалипсиса, к тому же с долей художественного вымысла. А вот что творилось в той же последней четверти 17 века, но в другом краю – в Московии, в царствование Алексея Михайловича Романова?
Полемика вокруг фильма «Раскол» обнажила старую рану российской истории – бунт старообрядцев против реформ патриарха Никона. До сих пор нет единого мнения – что же такое раскол: роковое стечение обстоятельств, обостренное личным конфликтом или следствие целенаправленного заговора высокопоставленных изменников внутри церкви?!
Но почему одновременно, в 1666-м, в Москве происходит поместный церковный Собор, оформляющий разделение русского православия на никониан и старообрядцев, а в Стамбуле лже-мессия Шабтай Цви  раскалывает иудеев?! Москва и Стамбул далеко друг от друга, действующие лица друг с другом лично не знакомы, и в переписке не состоят. Хотя им было бы что обсудить, да письма идут долго.
Случайное совпадение, скажет скептик, в любой религии веками зреют противоречия между ортодоксией и реформаторами, рано или поздно этот котел взрывается, наступает точка разлома.
Но вопросы остаются. Почему мятежный патриарх Никон строит себе Новый Иерусалим в Подмосковье, на Истре, а мятежный еретик Шабтай Цви мечтает о 2 Иерусалиме во Львове – они что, сговорились и тем самым на века предопределили идеологическое соперничество этих городов-антиподов? Никон видит свой Новый Иерусалим еще и центром геополитического притяжения православного мира (а в перспективе – не его одного), городом лучше старого Иерусалима. А Шабтай Цви, опираясь на совпадения гербов Львова и Иерусалима, тоже свой Новый Иерусалим объявил местом великих исторических событий.
И вообще, почему у раскольников было популярно имя Савватий – а Шабтая Цви в неверной транскрипции до сих пор упрямо продолжают именовать Саббатаем? Похоже ведь!
Обычно историки осторожно уверяют: кое-какие сведения о саббатианской ереси в Московию  просачивались, но страна жила достаточно изолированно, поэтому церковный раскол  был событием самобытным, никем не инспирированным. Магия 1666 года, согласно подобным мнениям, нас почти не затронула, ибо Московия жила по церковному летоисчислению, от сотворения мира, и давно уже, в конце 16 века, пережила подобные страхи, когда казалось, будто после 7000 лет – конец настанет. Пережили и забыли.
В то же время существуют разные «заговорщицкие» версии этих событий, увязывающие еврейский бунт с русским расколом, даже видящие  в стане никониан «агентов» Шабтая Цви – например, греческого беглого монаха Авраамия, который действительно явился «из турок»,  и явно чего-то недоговаривал….
Достоверных сведений немного. Если не выдумывать, что Шабтай Цви и Никон – одно лицо, или, на худой конец, разлученные во младенчестве единоутробные братья, то придется ограничиться одной интересной работой [1], ее обнаружила только в электронном варианте в библиотеке о. Якова Кротова (больше никто это не выкладывает, увы). Главное – то, что идеи о «малом Апокалипсисе»,  и о «предтече Антихриста», земном иудейском царе, его жене-блуднице – пришли из Речи Посполитой и оказались увязаны с личностью Шабтая Цви.
… По мере приближения 1666 года по григорианскому летоисчислению во многих странах Европы стали множится слухи о скором конце света. Бродили проповедники, уверявшие, что рассчитали день и час, призывали покаяться, бросить имущество, переселяться в Иерусалим. Загодя, еще в 1642 году, французский католический священник Исаак  Пейер (1596-1676 гг.) отправился в Святую Землю, дабы одним из первых встретить это событие и подготовить упрямый еврейский народ ко 2 пришествию Мессии, им непризнанного. Его русский «коллега» по ожиданию Апокалипсиса, раскольник Спиридон Потемкин, тоже достаточно рано обратил внимание на приближение страшной даты. тут не обошлось без польско-украинского влияния: Потемкин был выходцем из Смоленска, города, завоеванного Речью Посполитой, получил польское образование, хорошо разбирался в трудах украинских и белорусских религиозных авторов, где встречаются мрачные предсказания о приходе Антихриста, со змеино-драконьими атрибутами и числом 666. Главным Антихристом он считал Римского Папу, коего называл «пестрым зверем». «змием, гнездившимся на Западе», даже приписывал ему хобот (!!!).Видимо, хобот символизировал алчного змея, всасывающего в свое нутро все, что попадется. Змеи, драконы, ящеры и прочие василиски - характерные образы барочной культуры. В 17 веке эти создания постоянно сопровождали человека, будь то ручные священные змеи и ящерицы ВКЛ, или изящные пасти книжных миниатюр, орнаментов,  архитектуры. Потемкин рассчитал: в  1666 году завершатся 1000 лет власти, данные понтифику силами ада, но это означает, что легионы зла прекратят свое нашествие. Напротив, они умножатся, станут еще коварнее, и явится змей, от коего не спрятаться даже в тихом Московском государстве. Ибо уже в 1653 году вступил во власть патриарх Никон, губитель веры православной и тоже, разумеется, Антихрист, а в 1660 году Поместный собор, хоть и удалил Никона с кафедры, но сана не лишил, козни его не оборвал. Посему надо готовиться к 1666 году, когда с православием Никон сделает то, что не успели Римские Папы – расколет, придумав нечто похуже Унии….
<подробно передаю эти страхи, чтобы потом сравнить со страшилками из православных медиа – 1 к 1>
Однако Спиридону Потемкину не довелось проверять, подтвердятся ли его опасения – он умер в 1665 году, застав лишь хвостик апокалипсического змея. Зато его труды, неоднократно искаженные переписчиками, пересказывались во всех церквях, и даже самый темный, некнижный человек знал, что скоро придут страшные испытания. К 1666 году страсти накалились по всей Европе с такой силой, что многие христиане восприняли еврейское мессианское движение Шабтая Цви полным подтверждением древних пророчеств. Ведь новоявленный претендент на царствование в Иерусалиме был красив, умен, влиятелен, в его облике проскальзывало нечто змеевидное (гипнотические глаза). Еще он тяготился видениями с укоряющими крокодилами – легко разглядеть в этих допотопных ящерах зверей Апокалипсиса. Супругой несостоявшегося иерусалимского королевича была Сара, современники считали ее куртизанкой, путешествующей по свету в поисках новых богатых любовников. Как бы то ни было, ожидающие страшных дней видели то, что ожидали увидеть: в их глазах привязанность Шабтая Цви к «испорченной» сироте стала новым подтверждением его демонической сущности, Антихристу ведь должна сопутствовать вавилонская блудница.  А ко всему прочему этот умученный рептилиями каббалист являлся потомком царя Давида….
События разворачивались в точности по предсказаниям. Шабтай Цви объявил себя Мессией аккурат в 1665 году, а на 1666-й наметил свой триумф. Дату он выбрал намеренно. В Иерусалиме, однако, он не короновался, был арестован и перешел в мусульманскую веру. Великая слава обернулась ужаснейшим позором, его имя стали произносить с отвращением или вообще отовсюду стереть. Впрочем, для христианского мира провал авантюры означал еще и то, что, наверное, конец света наступит немного позднее, ибо признаком его считается восстановление еврейского царства, а это не произошло.
Удивительно, но за взлетами и падением Шабтая Цви пристально следил государь Алексей Михайлович, требуя, чтобы в Москву доставили и перевели книгу, разъясняющую смысл этих странных событий. Первыми на саббатианскую ересь откликнулся православный священник из Киева Иоанникий Галятовский, написавший книгу «Мессия праведный», уже в 1667-м, по первым следам, и опубликовал ее на «простах», т.е. на «просто мове» (чтобы было доступно многим) в Киеве в 1669г.
Претензии Шабтая Цви Галятовский разбил в пух и прах, заодно досталось и евреям, взрастившим смутьяна,  не забыл о кровавом навете. Почему священник, яростно клеймивший униатов, вдруг всерьез взялся за саббатианство? Это могло быть только в том случае, если новая ересь вышла за пределы еврейской общины и смущала души христиан. В этом же году, стоило его сочинению выйти из типографии, Галятовский отправил ее Алексею Михайловичу в Москву, а через год приехал к нему сам. Книга имела успех, в 1672 году ее уже перевели на польский язык.
Приходили к Алексею Михайловичу и переводы газет, освещавших ход ереси. В Московии еще с 1 половины 17 века Посольский приказ переводил наиболее важные газеты, вестовые письма и памфлеты из Европы – т.н. «Куранты», предназначенные царю и боярам. Сохранились «Куранты» 1666 года с памфлетом о Шабтае Цви. Да, «Куранты» читались узким кругом, но важные новости распространялись в виде слухов, и с ними уже нельзя было ничего поделать. Весть о явлении Антихриста могла взбудоражить народ, несмотря на то, что Москва жила по иному календарю, что в православном царстве крайне мало евреев, да и вообще это пусть Европа неверная с ума сходит, а нас обойти должно. Не обошло.
[1] Т.В.Опарина.  Число 666 в русской книжности середины – последней трети 17 века. Оп. в кн.: Человек между Царством и Империей: Сб. материалов  междунар. конф. / РАН. Ин-т человека; Под ред. М.С. Киселевой. - М., 2003.
Tags: #ереси, #история, история, роман "Львив"
Subscribe

Posts from This Journal “роман "Львив"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments