avit_al

Category:

Александр III с магендовидом. Ошибка со смыслом?

Дивлюсь я на вашу полемику о том, что императору Александру III привесили на памятнике не те звёзды — 6-конечные вместо 8-конечных. Он бы, конечно, усмехнулся. Но, по-моему, всё логичней некуда. Еврейский вопрос — наряду со многими другими - стал катализатором будущей революции и распада. Из того немногого, что я знаю по истории, у меня сложилось следующее. Историки меня, конечно, имеют право заклевать.Но все же резон в моих рассуждениях «как тогда могло быть» есть. 

Реформы его предшественника, Александра II, высвободили уйму энергии у народов России. Прежде всего, он освободил русских. Поздно, правда. Заодно реформатор дал послабление евреям — все понимали, что черту оседлости передержали, что это атавизм, эпоха требует свободного перемещения людей и капиталов, а не сдерживания народа-первопроходца в капитализм — в густонасёленных окраинах империи. Где все на головах друг у друга сидели, в нищете, антисанитарии. И в 1860-е евреи начали расселяться там, куда их раньше не пускали. Стали вести бизнес, конкурировать с русскими купцами. Не в пользу последних. Потому что евреи не знали, всегда ли им можно жить в срединной России, не выгонят ли их завтра по указу обратно в Могилёвскую или куда еще. Они стремились заработать денег — быстрее и побольше. Чаще всего — скупкой за гроши у крестьян с/х продукции и перепродажей ее оптом на биржах. Ну и мелочная разъездная торговля некачественным ширпотребом — линючими дешевыми ситцами (много появлялось ткацких фабрик, лепили маркие, но яркие ткани). Расчёт был — неважно как, но скорее, скорее. Оправдывая себя тем, что русские купцы, они же коренные, у них дом есть, а то и не один, земля, они у себя, что им станется. Пошла нечестная конкуренция. Разорялись старые купеческие династии. Русские купцы пытались создать свои, отдельные структуры, чтобы противостоять наплыву еврейских коммерсантов. В Орле, например, было 2 товарные биржи — официальная и еврейская. И чем дальше реформы 1860-х, тем эта проблема острее становилась. В начале 1880-х начали обратно принимать дискриминационные законы, по просьбам русского купечества, пытались опять загнать евреев в черту оседлости. Право жить вне черты получала элита. Новый император Александр III перечеркнул многие благие начинания. Он считал, что надо вернуть ситуацию назад, евреи пусть живут в черте, путь из нее — через ассимиляцию или за особые заслуги перед экономикой России. Он был человек своего времени, тогда многие не видели ничего страшного в национальной дискриминации, не замечали ее абсурда и вреда. Действовал по наитию. Евреи стремятся учиться? Но зачем столько образованных, оторванных от своей веры, от среды, и полностью в русскую жизнь не вписавшихся? Давайте и в этом ограничим. Дадим вместо еврейских мальчиков преференции русским дворянам. Пусть они учатся, а остальных — им квоту в несколько % оставим, для отбора самых-самых. Да, и чтоб еще труднее учиться было, введем побольше латыни и древнегреческого! Девушки из гетто хотят учиться тоже? Они что там, совсем? На медицинский? Киндер-кирхен-кюхен и больше ничего. Кто не хочет — пусть идёт  публичный дом. И еврейские девушки оформляли себе «жёлтые билеты» — свидетельство проститутки, чтобы получить право жить вне черты и посещать курсы. Александр III, сам того вряд ли желая и думая о благе страны, подложил мину замедленного действия. Он превратил еврейскую молодёжь в тот самый креативный обиженный класс, который не мог не стать катализатором революционных движений. Затруднив им то, чего они больше всего хотели — вырваться из черты и получить хорошее образование. 

А ведь в эпоху позднего Александра II ассимилируемая еврейская молодёжь была, как ни странно, преисполнена патриотических чувств к России. Особенно ярко это проявилось в турецкую войну 1877-78гг. Ребята бежали из дома на фронт, чтобы умереть за интересы России на Балканах, которые их прямо не касались. Обожали императора. Учили русский язык. Русская культура — и особенно литература — пленяла их своей европейскостью. Парадокс, но все русское тогда служило для евреев мостом в европейское, в западное, противопоставлялось ими надоевшему восточному, т.е. своему. Мнение было — еврейство старо и дряхло, не развивается, поэтому надо принимать ту цивилизацию, в которой очутился. Национальные стремления отбрасывались как бесполезные. Но... «мудрая» антиеврейская политика Александра III привела к тому, что евреям Россия стала мачехой. Все сильнее проявлялись тенденции национального возрождения, мысль об отдельной еврейской национальной государственности перестала восприниматься безумием. Это была закономерная реакция на антисемитизм, на все ограничительные меры. 

Так Александр III стал невольным «отцом» еврейского национального возрождения в России, создавшим почву сразу и для интернациональных социалистических движений, и для еврейских социалистов и для сионистов. Он открыл дверь в ад. проложив дорогу тем самым революционерам-террористам и будущим «картавым комиссарам», которых сейчас принято ненавидеть нашими патриотами. Россия недополучила много талантов — они уезжали прежде всего из-за дискриминации евреев. Жители местечек придумали себе миф об Америке -золотой стране, «голдене медине», и, приплыв туда, попытались его воплотить. Слыша о том или ином выходце из Российской империи, ставшим нужным Америке, я думаю — ну чего стоило не мешать этим людям жить дома? 

Поэтому 6-конечной звезды Александр III, думаю. вполне достоин. Все делал так, что евреи Российской империи из подарка превратились в токсичный, антигосударственный ресурс. Не сами они к тому стремились — но все условия им были созданы, чтобы не с Россией, не в России и не за Россию. Прекрасно понимаю, что в силу внезапно обуявшего еврейскую молодёжь патриотического порыва 1877 мне не поверят. Это было краткое явление, захлебнувшееся буквально через несколько лет. 1881 уже всё) Но порыв тот запечатлен в мемуарах, дневниках, а в художественной литературе — роман Всеволода Крестовского «Тамара Бен Давид», у главной героини, крещеной еврейки, санитарки на балканском фронте, есть реальный прототип и явно не один. Творчество Крестовского, кстати, тоже в какой-то мере плод антиеврейского настроя своего времени. Из него растут ноги СРА — субкультуры русского антисемитизма, вера в то, что евреи с поляками разваливают Россию революционными движениями (без разбора того, в ответ на что они так поступают). Черносотенство тоже оттуда — ведь когда разрушаются сословные основы, то ничего не остается, кроме ухватиться за другое разделение, национально-религиозное. Реакция — это всегда реакция на 

Но, видимо, в том был умысел — отвратить евреев от России, вернуть их к своим корням, возродить иврит, а то бы все писали лишь по-русски и забыли б своё совсем). В промежуточном итоге то, к чему пришли стараниями Александра III —  настигло Россию уже при его сыне Николае II. Внук 1-го русско-еврейского писателя Богрова убил премьер-министра Столыпина. Дед был за Россию, внук — террорист. Это надо постараться было так сделать.

Ну а конечный итог всего этого вы и сами хорошо знаете — 1917

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded