avit_al

Categories:

Поэт-невольник инфовойны? Бильченко

С недавних пор, как Дмитро наткнулся в соцсетях на поэтессу из Украины Евгению Бильченко,  не могу не высказаться. Не бойтесь. стихи ее долго и нудно разбирать не буду) Речь пойдёт о том, как и почему самый обычный творческий человек легко становится пешкой в информационных войнах. И чем оно потом почти обязательно оборачивается. Неужели это так страшно? -спросите вы,- поэты тоже граждане, если в стране произошёл раскол, надо же им тоже принять чью-ту сторону! В конце концов, это и вдохновение, и удобный момент для продвижения себя в медиа. На вопли в соцсетях «власти прессуют гражданина Н.!» — откликнутся только лично знакомые с гражданином Н. А вот на вопли «власти прессуют талантливого поэта, лауреата такой-то премии!» — откликнутся сотни, тысячи человек. Лайки, перепосты.... Но это так кажется, что «гражданином быть обязан».

С чего вообще все это разгорелось? Евгения Бильченко в Киеве пишет стихи по-русски. Сотрудник института культурологии, в котором, как и везде, часть коллектива поддерживает нынешнюю оф.линию Украины, часть — не поддерживает. Казалось бы, нормальное явление — тем более что Украина уверяет о строительстве ей демократического государства. Но Бильченко за пророссийскость начали преследовать — понизили ставку, отобрали аспирантов. Причины, судя по всему, земные — ставок мало, нет ничего проще, чем объявить конкурентов «неблагонадёжными» и устроить травлю с целью изгнания и занятия их мест. Заметьте, что в России за неблагонадёжность можно мигом вылететь с учёбы и с госслужбы. А теперь и не только с госслужбы — поинтересуйтесь у сотрудников московского метро) Так что ситуация у поэтессы хоть и неприятная, но, поверьте, в России за инакомыслие расплачиваются быстрее и тяжелее. Разумеется, человек в процессе коллективной травли, каким бы Гераклом ни был — становится мал и жалок. Начинает инстинктивно прибиваться к другому берегу, думая, что уж там — спасение. А так же — сила, правда и справедливость. Бильченко выбрала путь «русского мира». Со всеми прилагающимися, в том числе с поддержкой непризнанных республик Донбасса.  И стала все это рекламировать. Широко. Активно.Пафосно. Вот ее цитата:
«Не пережив ни Войны, ни Вести,
Нельзя ни тьму различить, ни свет.
Поэт - невольник солдатской чести:
Есть тупо связка "солдат-поэт"»

Поспорю. Поэт не является невольником информационных войн. Поэт может быть невольником солдатской чести — если его призвали в армию. Это несколько не тот случай. Но Бильченко призвала саму себя на информационную войну, решив, что — должна отстаивать вот это, воспевать вот это. Потом она, конечно, начнёт понимать — что ступила в болоте на спину аллигатора вместо лодки и пасть скоро раскроется. И это непременно должно проявиться в ее стихах — Бильченко слишком открыто вываливает страдания души. Скоро, скоро она увидит изнанку выбранной стороны, начнет саднить дешевый пафос, необходимость поддерживать людей только за то, что они — свои. Проявятся недвусмысленные параллели между идеологией, от которой она спасалась, и идеологией, к которой прибилась. И главное — от нее требовали компромисса с совестью. Евгения, здесь тоже этого потребуют. Не сейчас, конечно. Но однажды она ощутит, что лира — треснула, и осталось душевных сил греметь фанфарами. И останется только — врать, улыбаться потухшими глазами, отгонять сомнения, искать измену в себе и в других..... А потом она может замолчать. Маяковский перестал писать стихи, когда понял, что загнал себя в яму и выхода нет. Было б очень жаль, если такое произойдёт с Бильченко. Но, скорее всего, так и будет. Сколько их, так задорно певших в 2014 кто «Ще не вмерла», кто «Войну священную» — ходят призраками, не зная, куда деть глаза? Нелегко признать, что тебя обманули, использовали как единицу информационных разборок, за которыми, как и всегда — ничего, кроме экономики. Русский язык, советская история — тут только ширмы большого дележа ресурсов. 

При всем этом Бильченко интересный, самобытный автор. Мы привыкли, что к политическим спекуляциям прибегают обычно дерзкие напыщенные графоманы,  ловят в мутной воде противостояний своих тухлых склизких рыб. Но с ней случай совсем уж осознанного ослепления во имя высоких идей — не предать родную речь, классиков русской литературы и героев истории. Защищаясь от нападок (признаться, примитивнейших) сторонников украинского национализма, Бильченко отвечает им так, что чувствуется, человек сам верит, что вся русская классика — с ней. А с противниками — одни сплошные бездари. Но как же, почему такое стало возможным? Ведь Бильченко ко всему прочему — знает механизмы психологического насилия медиа над личностью — правда, только либеральных https://bilchenko.wordpress.com/Но и антилиберальные медиа следуют тем же правилам и отчасти даже их превосходят. Если она знает, как пытаются влиять — и все равно поддается, то что же это тогда?

Просто обманы сейчас столь блистательны и убедительны, что разоблачить их трудно даже очень талантливому человеку. Мы сами позволили медиа вешать себе лапшу на уши — кому какой колер нравился, тому такой и вешали. Мы молчали, думая, что из нас лично никого не достанет эта оглушительная пропаганда ненависти к любым другим, не завербуют, не запишут, не прикажут. Не знаю, служит ли оправданием то, что не избежали обманов многие. Поэт Серебряного века Брюсов признал революцию 1917г. Получил должность. Работал. После смерти его череп вскрыли и взяли мозг на изучение, а образовавшуюся пустоту забили скомканными газетами «Правда». Так его и похоронили — с пустой головой, где вместо мозга — громкие идеологические лозунги. Помните про череп Брюсова и проверяйте себя почаще — не близки ли к этому состоянию ) 

И все чаще вспоминаю я рецепт от этих втягиваний «в борьбу за народное дело» (или за антинародное) — разум, холодная презрительная отстраненность. Чем настойчивее призывают куда-то вступить — тем выше градус моего бешенства. Как там у классика: «…. Но я не мог слушать, когда мне, даже шутя (а все-таки, разумеется, наставительно), - напоминали: - «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» - когда в меня внедряли эту обязательность….» Бунин. Жизнь Арсеньева. Это цитата из автобиографического романа Бунина, где он вспоминает, как подвергался «политическому обрабатыванию» в кружке революционеров-народников Харькова, куда поэта таскал брат. Защитил его, как ни парадоксально, явный недостаток — барская спесь, сословный предрассудок, мешавший понять, как это можно — служить народу?!!! Народничество оказалось за пределами его понимания. Все это приобретает смысл, если вспомнить, что украинский национализм — боковой отросток, «волчок» южно-русского народничества. Народники видели в Украине более перспективную почву для посева своих идей, их культовой одеждой была.... вышиванка. Читая про харьковских народников 1890-х, вот, казалось, давно и не про нас, ан нет — слово в слово, точка в точку про современную сетевую среду. Мифологизация, дичайшая нетерпимость, вечные поиски «врагов»..... Как все это оказалось знакомо.

Гордость, эгоцентризм, презрение — гадость вроде бы, грех гордыни, но — как же иногда это нужно!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded