avit_al

Categories:

"Тройки" больше нет

В Орле упразднили 3-й автобусный маршрут. Которого и так уже несколько лет не существовало, но формально он еще где-то числился. А теперь всё. Сказать, что мне жаль №3 — ничего не сказать. 

Она прорезала город. соединяя Ливенское несостоявшееся шоссе с Наугорским шоссе. «Тройка» годами была нам родной и привычной.  Это старейший автобусный маршрут Орла, продержавшийся лет 60. В справочнике 1950-х №3 уже есть, правда, шёл немного иначе — ведь не построили еще мост Дружбы. Но началом его были те же — заправка на Ливенской, мелькомбинат. Свой классический маршрут «тройка» обрела в 1970-е, когда понадобилось вывозить народ к заводам на Наугорское шоссе. На рубеже 1970-1980-х №3 пустили через мост Дружбы. 

Во времена моего детства «тройка» была самым главным транспортом. №3 любили и проклинали. Любили — потому что длинные «колбасы» жёлтых венгерских «Икарусов» были для жителей Курских улиц, по сути, безальтернативны. 4 трамвай ехал на ж/д вокзал. 6 и 19 автобусы ходили редко, настолько, что №19 превратился в миф о «летучем голландце», точнее, орловце. Нас непременно ждала «тройка», миновав ее, попасть в мои родные места было сложно. Проклинали ее, т.к.  влезть в №3 утром было трудно — тысячи людей жили в центре Железнодорожного р-на, а работали на Наугорском шоссе, на многочисленным приборостроительных заводах. Огромный автобус с резиновыми чёрными «перетяжками» не вмещал всех, приходилось ждать следующий. Особенно страшны были осенние и зимние утра будней — в «тройке» вырывали с мясом хлястики пальто (почему-то в 1980-е были пальто с хлястиками, они идеально цеплялись), ломали зонты, теряли перчатки, душились в давке шарфами — своими и чужими.... 

Большие коричневые кресла «Икарусов», горячий воздух их черных сеток и непереводимые надписи на венгерском — одни из ранних воспоминаний, мы едем весной на Наугорское кладбище, мама сажает меня на колени — и я вижу, что весь автобус состоит из людей с цветами, лопатами, вениками — ВСЕ ЕДУТ НА КЛАДБИЩЕ. Кто на Троицкое, кто на Наугорское, и часть еще возвращается с Афанасьевского, которое уже проехали.... Это был день советской Пасхи. Помню тесноту салона и свое детское недоумение по этому поводу — зачем все туда едут?!!

Короче, «тройка» стала нашим местным «брендом», как сейчас бы выразились, и проклятьем одновременно. Менялись времена — но «тройка» с ее набитостью оставалась неизменной. Более того, моя 2-я в жизни публикация в 2004г. называлась «Едет »тройка« удалая» — о проблемах этого маршрута. Еще в начале 2000-х  давка в №3 сохранялась, хотя уже поменьше. Утром автобусы атаковала толпа студентов: почти все ВУЗы, как назло, находились по пути следования№3. Маршрут назывался «Ливенская АЗС — Орёл ГТУ» Студентов тогда собралось в Орле много — мы были в тройке лидеров по числу студентов на 100 тыс. Конечно, тогда появились маршрутки-дублёры, №46, потом №43, или наоборот, но! В муниципальном транспорте действовали студенческие проездные. Заплати 80р. и катайся себе на автобусах. трамваях, троллейбусах. Но маршрутки проездные не принимали. Только деньги.  И я ждала «тройку», проявляя чудеса изобретательности, чтобы влезть в нее. Утром приходилось идти на остановку назад, к обувной фабрике, потому что №3 приходил к ней менее заполненным, на Ливенской тогда не построили еще высоток. И я не одна так делала, оказалось, что это, как сейчас модно, лайфхак, используют и другие. Моя одноклассница, поступившая в институт экономики, ходила садиться в «тройку» утром за монастырь, пройдя по путепроводу и к развилке Ливенской. Сесть в автобусе уже не удавалось, но встать на вертящийся пол резиновой «гармошки» — еще можно было. А сколько опозданий случалось из-за того, что, выйдя из дому в 7 с минутами, не влезала в несколько «троек»..... 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded