avit_al

Categories:

Как свалить на русофобов то, что ты не умеешь писать интересно

Хотите научиться?  https://news.rambler.ru/community/46018602-pisatel-yuriy-polyakov-otkuda-v-knizhnyh-magazinah-stolko-rusofobskoy-literatury/ Готовое пособие от Юрия Полякова. Честно говоря, я постоянно не согласна с мнением этого писателя, но мне казалось, что и без меня есть кому объяснить, почему его подход — опасен. Давайте сосредоточимся на главном в длинном поляковском интервью — что его, как писателя патриотического плана —ЗАДВИГАЮТ НА ПОЛКАХ КНИЖНЫХ МАГАЗИНОВ. А выставляют вперед те тексты, кои Поляков обозначил русофобскими. Так как этот термин изрядно истаскан и многозначен, то меня заинтересовало — а что, собственно, для Полякова является русофобской литературой? 

Может, его гнев оправдан и у нас действительно полно всяких оскорбительных измышлений про Россию? Как сказать. Такие книги, безусловно, есть, но они в большинстве своем созданы самими россиянами и интересуют лишь маргинальный круг. Устрожение законов и пресловутая 282ст. УК сильно ограничили появление опусов в жанре Стомахина. Их стало меньше — из последних можно вспомнить Бывшева, 7 лет назад, десятки уголовных дел. И всё. Переводные же издания — это в основном позапрошлых веков, они массово переиздавались в 1990-е и теперь их не сразу разыщешь даже в Сети. Книжные магазины это вообще экзотика для провинции, их единицы даже в областных центрах, в районах — нет вообще лет 30 уж. Поэтому сам факт наличия возможности прийти в книжный магазин и споткнуться там, как говорит Поляков, о штабеля книг Яхиной — это уже должно греть душу, что ты в мегаполисе и средний класс ) Но Поляков все же объясняет, ЧТО в его представлениях является русофобской литературой. Это .... не страшные и унизительные, не ложные и не заказные опусы. А самая обыкновенная художественная литература, рассказывающая о неприятных, неоднозначных страницах прошлого и настоящего нашей страны. Тексты о голоде, коллективизации, раскулачивании, репрессиях, катастрофах, оборотных сторонах войн — короче, все те роковые моменты истории, о которых раньше принято было молчать. Романы вроде яхинской «Зулейхи», где уничтожается татарская деревня просто потому что она — не вписывается в новый мир. 

Постойте, удивилась я, но ведь об уничтожении советской властью  крестьянского мира — постоянно кричали писатели т.н. «деревенской прозы». Нынешние классики. Их не только нельзя назвать русофобами, скорее наоборот, из них пытались в позднем Союзе слепить условно «русскую партию», их обвиняли при жизни и после — в русском этническом национализме. Вот бы Белов, Астафьев, Распутин удивились бы — что теперь они относятся по классификации Полякова к «русофобам»..... Да они только о России и думали, болели, страдали, видя, как уходят последние люди, умеющие работать на земле. Неужели честный, жесткий разговор об ошибках прошлого, о несправедливости государства к гражданам — это русофобия? Нет, конечно, и быть не должно. 

Просто Полякову (и многим еще) почему-то взбрело в голову, будто чёрные страницы — в чем-то очерняют страну, бросают тень и на тех, кто жил тогда, и на ныне живущих, вредит имиджу России в мире. Да и чего греха таить — может косвенно подстегнуть исторический ревизионизм, как это было уже в перестройку и 1990-е. Не спорю в том, что язвы надо уметь признавать и лечить, что это иногда страшно, а кому-то, может, и не нужно их ковырять, что вал исторического негатива на 1-й взгляд патриотизм не развивает. Но это ничуть не означает, что надо все эти язвы присыпать песком и никогда к ним не возвращаться. Гордость за страну, основанная на мифологии, на незнании реалий прошлого — будет недолгой. Патриотические чувства  лучше закалять правдой, не бояться ставить острые вопросы. Именно такой выхолощенный подход к истории, стремление запретить исторические романы о сложных и спорных периодах — и есть, по-моему, самая дикая, самая вредная русофобия.

Именно эта русофобия ставит, во 1-х, народ в положение вечного ребёнка, коего взрослые должны ограждать от информации не по возрасту. Но народ — не ребёнок, России уже больше 1000 лет, разные народы, ее сложившие, прошли уже такую длительную эволюцию, что говорить об их«детстве» уже поздно. Да, еще не зрелость — но уже даже не отрочество. Пора уж знать кое-что ) Во 2-х, «поляковский» подход объявить русофобией любые темы и моменты, где надо думать, взвешивать, сопоставлять, вникать в контекст — это путь к тотальному оглуплению. То. что сам Поляков приписывает западному масскульту — он призывает сделать нам на своей основе. Производить только легкоусвояемый поп-продукт, хоть литературный, хоть кинематографический — где ура, мы победили, вопросов нет, слава России! А чем это отличается от современного, скажем, украинского нац-лубка? Да ничем, причем используют зачастую одни и тех исторических лиц — древнерусских князей, великих россиян родом с Украины и т.п. И в 3-х,  серьезная литература без сложных, болезненных. глубоких вопросов — обойтись не может. Да, эти вопросы сейчас стараются выпихнуть на обочину, навесив ярлыки «русофобской литературы». Но из литературы они НИКУДА не  могут деться. «Это ж вам не демоны, их не изгонишь» Нет на эти вопросы единого ответа, и нет ни у кого права издать директиву, где все эти вопросы б однозначно толковались. И убрать эти жалящие, бьющие вопросы из литературных сюжетов — не выйдет. 

Их рано или поздно, но надо проговаривать, выносить на всеобщее обсуждение (как было в том году с проблематикой, которой Яхина лишь неумело коснулась в романе) Тут Поляков проговаривает, видимо, свою обиду, что не он дал повод широкому обсуждению, а столь нелюбимая им писательница. Он даже скатился в гендер, назвав Яхину «с крылышками»,  что ее творчество. мол, мало чем отличается от рекламы прокладок. В США, кстати, за такое его бы ой. У нас — мимо ушей. Ну если Полякова не устраивает, что литература сейчас все больше женская, так с этим можно смириться - женщин в России больше мужчин. 

Дальше еще Поляков обвинил в том, что его книги задвигают вдаль — агентство «Роспечать», которое, кстати, уже ликвидировано. Очень удобно — вроде б нашел виновного, а он и не ответит — умер. 

Неудачен и выдуманный Поляковым пример с США — будто б там автора, написавшего правду об истреблении индейцев, рабстве и концлагерях для граждан японского происхождения во 2 мировую — зашельмовали б мигом. Нет, исторические романы, обличающие те или иные ныне осуждаемые моменты прошлого — сейчас в мире, наоборот, популярны и приносят авторам премии. Все больше пишут о страданиях меньшинств, невинно осужденных, о преодолении дискриминации. Это общемировой, как сейчас говорят, тренд) И он будет только возрастать.  Примеры было б можно поискать получше — например, был запрос в литературе Европы Нового Времени на осуждение мерзостей Средних веков, реабилитацию жертв инквизиции. Целые библиотеки написали о том, как католики и протестанты несчастных ведьм умучили. И ни одному из авторов не приплели германофобию или галлофобию, или испанофобию, смотря по месту действия романов. Потому что понимали — есть у КАЖДОГО народа свое токсичное наследие, от кого надо избавляться. Но сие невозможно сделав, не осудив. Инквизиция осуждена. Работорговля осуждена. Не пора ли осудить раскулачивание, ссылки на спецпоселение, ГУЛАГ? А вместо этого накидываемся на авторов, кои все эти ужасы раскапывают. 

Что я скажу? Увидеть русофобию в бедах страны — это надо уметь. Горзадо сложнее научиться видеть русофобию под ура-патриотическим соусом. Кроме того, мне кажется совсем безнадёжной попытка Полякова заявить о себе властям — вот я патриот, а они — предатели-русфобы, дайте мне ж денег, дайте ж поскорее, и первые полки всех магазинов освободите! Ну смешно — человек остался в 20 веке, а сейчас 21, изменилось все кардинально. Да, печально, когда время изменяет писателю, когда уходят читатели, восторгавшиеся «Апофегеем», «ЧП районного масштаба» и «Парижской любовью Кости Гуманкова» — раннего, талантливого Полякова. «Парижскую любовь» в Юности« я ного раз перечитывала, хотя ее содержание маленькой девочке было не совсем еще понятно. Но язык, образы.... Эх, время, в кого ж ты писателей превращаешь.....

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded