avit_al

Category:

Красть уже можно? А можно ли не красть?

Если сейчас чем окололитературным и могут привлечь внимание писатели – то обвинениями в плагиате. Сейчас назревает скандал, вызреет он или нет, посмотрим, но Гузель Яхину блоггер ЖЖ обвиняет в том, что она украла у него документальную основу романа о беспризорниках, вывозимых с голодающего Поволжья 1920-х. И не просто стырила для переделки, а брала, как он уверяет, не стесняясь, кусками, материал, который блоггер годами собирал. Изменила она немного маршрут эшелона – вместо Самары в Свияжск под Казанью, а далее в Самарканд, докуда доедут не все. Очевидно, что писатели нещадно дерут друг у друга тексты вовсе не из клептомании или лени. Современные реалии создают для плагиата ТЕПЛИЧНЫЕ УСЛОВИЯ. А иногда и прямо подталкивают писателей к воровству. 

Надо разобраться в причинах данного явления, а уж потом пылать праведным гневом. Начну с аксиом. Информация сейчас – товар, цена которого будет только расти. Если экономика все больше основывается на сделках с нематериальным, с данными о , то лишь самоубийца или идиот может препятствовать естественному развитию рынка информации. Но Россия – страна особенная: мы это делаем. Именно у нас осталось множество барьеров между людьми и информацией, это раз; так же литературное творчество в основе своей - глубочайшая переработка информации, это два. Если затруднить доступ к информации, то это неизбежно приведёт к появлению «обходных троп», не всегда законных. Подстёгивает к этому во 1-х, что художественные произведения на документальной и полу-документальной основе вообще немыслимы без чужой информации. Во 2-х, невыдуманное занимает все большее место в современной литературе. Нон-фикшен убивает фикшен. Почему такое происходит – другой вопрос. В 3-х, известные авторы по издательским контрактам ОБЯЗАНЫ выдавать новые тексты регулярно. Пишется, не пишется – твои проблемы. Чтобы не терять деньги, писатели вынуждены порой ускорять работу, рыская, где бы слупить. И в 4-х, не снято требование издателей к авторам – большой объём текстов. Хотя книга в 300 страниц и более – это ж почти полная гарантия того, что ее не прочтут полностью ) Воистину умом Россию не понять.

Плагиат часто выводят из лени писателей. Не хотят сами и берут чужое. Да, паразитировать на готовом гораздо удобнее. Но все же эти упрёки не всегда правдивы. В  России 21 века архивы до сих пор не полностью открыты даже для специалистов. Все, что не научные изыскания по заданию и не составление генеалогических древ – не в приоритете. Почему так сложилось – понятно: свободный доступ к архивам повредит исторической политике государства. А то и вовсе ее перечеркнет. Реально у писателя сейчас мало возможностей получить доступ к необходимой информации, ничего не потеряв и не нарушив. Бывают, конечно, счастливые совпадения, когда речь идёт о знаменитом человеке, входящем во все архивы уже одной своей фамилией. Или если автор исторических романов является профессиональным историком. Или получает доступ как краевед, журналист, общественный деятель. Или пишет книгу по истории семьи, имея возможность прибегнуть к коммерческим услугам архива. Но что делать остальным? Поступить специально  в историческую магистратуру за свой счёт, чтобы ходить в архив законно, да еще умудрится сделать так, чтобы тема научных изысканий совпадала с творческими интересами? Или брать допуск в архив от общественной организации – от официально признанного союза писателей, например? Но как быть независимым авторам или состоящим в менее влиятельных писательских организациях? 

Вот надо бы этот вопрос регламентировать, чтобы дать возможность писателю не рыскать аки волк в нощи по чужим текстам, красть и дрожать от страха разоблачения, а легально обратиться с просьбой к другим лицам об использовании размещенных ими материалов. И чтобы все это было юридически прозрачно, с признанием ответственности всех сторон, с оговоренной компенсацией за потраченное время. Вместо этого нам предоставили право уже почти не стыдиться кражи. Но при этом все же красть. По принципу - все же так делают, не я начал, не мне заканчивать! 

Мы же давно говорим, что «все писатели равны», а раз равны – то и в плагиате? 

Не пора ли – хоть через этот случай, хоть через другой– осознать, что так дальше нельзя? Сколько можно висеть в пропасти, когда воруют, оправдывая себя тем, что литература у нас во многом «серая зона», а раз так, то принцип «не пойман – не вор» все еще действует. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded