avit_al

Category:

Почему многих тянет в СССР

Стала понимать один немаловажный момент, который редко проскальзывает в публицистике. Объяснение весьма простое: для людей необычайно важна НОРМА. Важно ощущать себя нормальным, как все или почти как все, и постоянно стремиться к норме. Это заложено в психологии большинства. Так вот, в Советском Союзе нормой был довольно скромный уровень жизни. Усредненные зарплаты, незначительное расслоение, минимум информации о жизни элит, одинаковые промтовары, выпускавшиеся миллионам штук — все это укрепляло уверенность советского человека в том, что он — вписывается, он — нормален. 

Я это застала немного в детстве, когда играешь во дворе, видишь кого-то в таком же платьице, с такой же игрушкой. Если забегаешь к кому домой — то знаешь заранее, что там увидишь такие же обои, такую же стенку, такой же ковёр — если не как у тебя дома, то как у соседей, у родственников. Перестройка и начало 1990-х — это, например, обои-кирпич в прихожей обязательно тебя ждут, как и лампа в виде старинного фонаря (ее выпускал мценский  металл.завод) Зато если что попадалось необычное — сразу бросалось в глаза, и как обидно было, что у тебя этого нет! Родители, конечно, стыдили — глаза завидущие, нельзя, но чувство было ) Кроме того, эта норма не требовала жутких жертв — чтобы ощущать себя как все, не нужно было так уж себя изнурять, примерно одинаковые з/п были и у трудоголиков и у алкоголиков. Гигантской пропасти между ними не было — ну, не начислят премию в квартал, но разрыв же небольшой.

А с развалом советской системы нормой стало богатство. Не достаток даже, не результат дого честного труда, не заслуженная награда за способности, а именно шальное, фантастическое, неправедное богатство. И чем дальше уходили советские представления, тем сильнее эта новая норма проступала и давила. Совпасть с нормой становилось все труднее — когда на рынке такое многообразие товаров и услуг, ясно, что приобрести их все не удастся. Остается  выбрать некие знаковые товары — сначала это были японские телевизоры и видеомагнитофоны, потом плееры и магнитолы, потом микроволновки, затем — подержанные иномарки и евроремонт, потом — новая квартира, а лучше дом, отдых в Анталье, Хургаде, Паттайе и так ПО НАРАСТАЮЩЕЙ. Сейчас знаковый товар — айфон. Если у тебя кнопочная Нокия — ты лох. Обогащайся любой ценой! — требует время. Бедность — порок! — осуждают со всех сторон. А усилия, которые теперь приходится прикладывать, дабы соответствовать норме — гораздо большие. Крутись как знаешь. Не получается — виноват только ты. 

Вот и получается, что многих начинает тянуть в невозвратное прошлое, когда нормы жизни были намного скромнее и достигались порой просиживанием зада, с бесконечными чаепитиями, перекурами и разговорами. То, чего меньше — ценится дороже. Обывателю ближе и любимее редко урываемая советская колбаса по 2.20, чем 300 сортов ее в современном магазине. Потому что та колбаса была праздником, она эмоционально окрашено, покупка ее — событие. А нынешняя — за углом. 

Привет Мировичу) 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded