avit_al

Categories:

Усердные жандармы - двигатели революций?

Не люблю аналогий между «тогда» и «теперь» — все-таки они не вполне уместны, разные эпохи, разные уровни развития.... Но все же нечто общее проскальзывает между попытками  жандармов предотвратить революцию в царской России и нынешней «антинавальной» кампанейщиной в российском образовании. Общего слишком много — законсервированные политические системы, уже заметно отстающие от запросов меняющего времени, тупость общего усердия и упор именно на учащуюся молодёжь. И, разумеется, полное отсутствие креатива, той самой нестандартной изюминки, которая цепляет. 

Посудите сами. Российская гимназия или училище конца 19-начала 20вв. Страна с уймой разнообразных контрастов и противоречий. Власть, пусть даже и овеянная еще для многих налётом сакральности — самодержец, венчан на царство и т.п. — но многим видно, что с возрастающими вызовами эта система не справляется. Ветер гасит волны, урядник хочет высечь море, море плохо поддается сечению и грянет неизбежно шторм. Ученики повально увлечены социалистическими идеями разной степени радикальности. Читают под партами Маркса, Бебеля и не пойми кого еще. Каутского, что ли. Для старших это непонятная белиберда. Жандармы не разбирались в том, чему они пытались противостоять. Педагоги, на коих взвалили контрагитацию — тоже не особо понимали. Они гордились, что не брали в руки Маркса. И все их аргументы против марксизма — что Маркс сам был капиталист и эксплуататор, что не умел обращаться с деньгами и вообще он агент — только это учение рекламировали. «Раз вам нечего ответить нам — значит, мы правы» Причем меры реагирования на все эти увлечения были крайне жёсткими — что создавало преследуемым ореол мучеников. Юноша, выгнанный из гимназии за социалистические воззрения с «волчьим билетом», становился отнюдь не изгоем, как планировали, а героем. В итоге сформировали ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ, заточенное на идеалы революционной борьбы. Оно своей роли в революции хоть и не сыграло, к 1917 многие из них уже погибли в 1 мировой войне, но почву для революции эти люди подготовили. В том числе и сами став прогрессивными педагогами, внушавшими своим ученикам революционные идеи — когда прямо, а когда завуалированно, советуя читать определенные книги. 

Ну а про современность и расписывать особо нечего. Вся та же схема противостояния революционным идеям, что и  раньше. Только сейчас образование массовое, технологии иные, больше возможностей повлиять в любую сторону. Но даже риторика порой старая, и методы одни и те же — запирать учащихся в заведении в день беспорядков, придумав дополнительные занятия, мероприятия; требовать от родителей расписок, что они не выпустят их из дому. Когда промелькнуло в медиа, что учителя требуют расписки с родителей учеников, моментально вспомнила не один похожий эпизод из мемуаров и дневников дореволюционных гимназистов. 

Все это было, еще раз было и ничему не научило) 

Когда общество лишается естественных радостей — политической жизни, то сначала его невостребованная энергия спускается на уровень «малых дел», то бишь местной самоорганизации (именно поэтому, скажем, земства полнились энтузиастами и развивались уже когда реформы 1860-х пошли на спад). Потом энтузиазм  вязнет в бюрократическом болоте, меньшая часть «земцев» уходит в радикализм, большая часть приспосабливается, слившись в общим фоном, но все равно был заметный образ в провинции — бывшие земцы, как что, так сразу) Затем, уже начале 20 века — робкие надежды на возвращение политики, попытки собраний под видом банкетов, ужинов (т.н. «банкетная компания» начала 1900-х, много болтали о свободе  «недолгой весной» Святополк-Мирского). И наконец, недо-революция 1905, спровоцированная японской войной, Манифест, ура, но ничего не решено, всё вспять. И это — для того, чтобы  свободные граждане в 1917 году упали в объятия экстремистов, как одинокая дама в объятия брачного афериста?! Вроде ж ясно ж изначально, что обманут, но дальше мучиться нет сил и уже совсем, совсем неважно, что Ульянов — немецкий агент) Временное правительство как раз пыталось сделать упор на предательстве большевиков, что они — германский проект по выводу России из войны. Но арестовать Ульянова Керенский не решился — они из одной гимназии, проклятая солидарность учащихся) Грубо говоря, царскую Россию довели до краха многие, но пуще всего — жандармы с педагогами (на последних в самые душные периоды власти возложили часть жандармских функций, а в особо «проблемных» гимназиях вообще стремились, чтобы все преподаватели были немного жандармами, следили, стучали). Похоже, что опять по тому же кругу)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded