avit_al

Category:

Бродский и Украина. Шо он Гекубе, шо ему Гекуба?

Бродский сейчас временно стал «нашим всем». Сказал полвека назад — не выходи из комнаты — и как по команде. Написал «Оду на независимость Украины» — казалось бы, просто перечень обид, а народ чокается до сих пор по поводу этого текста. Целый жанр уже создан «что он хотел этим сказать». У меня представления обо всём этом сложились такие. 

Бродский был поэт и человек во многом советский. Ничего удивительного — еврейский мальчик, чудом выживший в блокаду, он воспевал советскую империю — свою почву и колыбель. Известное его «В империи, у моря..» etc Но воспевал Бродский ее в стилистике скорее западной культуры, что тоже ничуть не удивительно — детство на американских трофейных фильмах про ковбоев, джазовая юность, переводимые им англоязычные поэты. А это вызвало страшный диссонанс у лит.номенклатуры — как можно славить советскую империю на западный манер? Стихи без рифмы прощались лишь Маяковскому. Только советское, только кондовое! И натравили на него мутного комсомольского деятеля Лернера, фельетоны, судилище, ссылка. Сотворив тем самым из Бродского антисоветчика, западника и черт знает кого. А он не был антисоветским поэтом. Только из-за чуждой, подозрительной Советам эстетики, Бродского сделали изгоем. В психушку клали. Из страны выжили. После краха СССР он домой не вернулся. Потому что «только в империи у моря». Раз нет Союза с его Ленинградом, остается Нью-Йорк, другой центр силы. Обкромсанная Россия 1990-х его не вдохновляла. Бродскому нужны были силовые точки — та же набережная Неисцелимых в Венеции (в честь чумы). Просто место его не устраивало. Странные они, эти поэты, скажет обыватель. Всё им не то, всё им не так. 

А теперь поговорим о том, каких россиян готова воспринимать Украина и делать инструментами своей культурной политики. Раньше мне казалось. что достаточно не быть имперцем. Но случай с полным молчанием о Бродском в Украине показывает, что условия «приятия» российских авторов там изменились. Требуют вообще полного приятия украинской идеи. Потому что тигр и леопард, как уже писала, не могут мирно сосуществовать на одной территории. Либо тигр, либо леопард. Либо Россия, либо Украина. Либо «русский мир», изврат 3 Рима, либо украинский национализм, изврат российского народничества. Если тигр и леопард встретятся — они друг друга подерут. Ибо каждый считает эту территорию своей и уступать не собирается. А особое наслаждение обеим сторонам доставляет насильственное перетаскивание творческих людей в свои идеологии. Присваивание мертвых классиков и переманивание живых современников. Черта это, кстати, истинно советская: СССР, который в Украине принято клеймить (и есть за что), активно переманивал в свой стан западных интеллектуалов. Делал  почти «своими», переводил западных писателей-леваков, у себя дома менее известных. Правда, им могли и не платить, но это уж другой вопрос )): Ничего нового под Луной. Давно уже любимая игра- заставить украинца стать апологетом русскомирья или россиянина в украинский национализм обратить. Чем известнее та или иная «голова», тем она ценнее для идеологических битв. Поэтому Бродского втащить в украинцы не удалось — его игнорируем. Еще и злимся на него за то, что это предвидя, написал нарочно свою оскорбительную «Оду» и сделал свой перенос невозможным. Хотя это не всегда помогает. Ахматова, хоть она и Горенко, об Украине ничего хорошего не сказала (тяжко жила одно время в Киеве), но ее, тем не менее, в список великих украинцев внесли. По фамилии. Сначала подобные вещи были маргинальными эксцессами, теперь уж воспринимаются нормой.  

Основная причина «перетаскивания» знаменитостей— неуверенность в собственной правоте,  которая НУЖДАЕТСЯ в постоянных подтверждениях от посторонних. Потому что свои уже давно сомневаются )): К тому же одно дело — взять чужое готовое, и совсем другое- тратить время и силы на собственное культурное развитие. Самый лёгкий путь. «И ничего не надо делать!»

Еще. Один из ключевых образов у Бродского — это не только «выйти из комнаты» (комнату можно трактовать и как национальную ограниченность) Но и Набережная Неисцелимых — в Венеции там лежали умиравшие от чумы. Все рядком независимо от наций и прочих вторичных признаков ):

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded