И вся эта бурная цифровая жизнедеятельность (назвать жизнью язык не поворачивается) идёт под ритуальный стон интеллигенции о бумаге. Почему-то форма им важнее содержания, они оплакивают литературу, которая, перейдя в эл.вид, не стала ни лучше ни хуже. Из всего прошлого они вынесли лишь материальный носитель - как Лоханкин вытащил раззолоченную "Мужчину и Женщину" из горящей Вороньей Слободки )): Вечный вопль «они выбрасывают книги!» и «в Икее нет книжных шкафов!» Да, выбрасывают. Да, нет в Икее книжных шкафов. Меня эти ужасные вещи отчего-то не трогают. Они, может, ужасны, но очевидны и ожидаемы.
Кстати, о бумаге. А знаете ли вы, что бумага - ненадежнейший носитель, дом жуков, клещей и пауков, рассадник плесени да к тому же – сильнейший аллерген и канцероген? Про свинец типографской краски вообще молчу. Чем старее фолиант, тем страшнее его едят разные товарищи. В одной испанской библиотеке для борьбы с ними держат сонмища летучих мышей – химия не справляется. Помёт их опять же канцерогенен, но если быстренько убраться моющим пылесосм в полном боевом облачении ВХРЗ….. Раньше вообще старались не ставить книжные шкафы в спальне (именно поэтому в советские времена докторам наук и академикам предоставлялась льгота – дополнительная комната под библиотеку), а библиотекарям в 1920-е Хавкина выбила молоко «за вредность» (ненадолго, правда). Казеиновый клей переплётов вызывает аллегический насморк (из романа в роман кочуют библиотекарши со шмыгающими носами). И т.д., и т.п.
Бумага – прорывная технология для своего времени. Для средних веков.
О неизбежном крахе книг в старом виде предупреждали футуристы, призывая чертить на небесах и транслировать лозунги на стеклянных стенах. Отсюда их перекос в визуальное искусство (тогда они объясняли это массовой неграмотностью, мол, пролетариату и крестьянству картинка ближе, он взращен лубком и портретами из «Нивы») Но и сейчас, когда неграмотных мало, чуть ли не под 70% - с высшим образованием, картинка – все равно ближе.
Сначала казалось, что неприятие нового – только от того, что не вписались. Но нет, дело вот в чем: обратились в ничто роскошные книжные собрания, продажей которых многие интеллигентные семейства Мск и СПб спасались все 90-е и 00-е. В 10-е выручить адекватные деньги за них все сложнее и сложнее. Ведь почти любую книгу можно скачать бесплатно или за копейки. А вся эта постсоветская (перекрашенная советская) интеллигенция сама по себе большой ценности не представляла. Ни слов веских, ни дел новых. Только через свои уникальные собрания (тома «Academii»! Иллюстрации Бакста!), продавливающие мегатоннами полы элитных квартир в центре, они казались себе ценными. Теперь это мало кому нужно и мало стоит.
у меня как-то и бумага, и цифра уживаются спокойно, не приходит в голову их противопоставлять