Юлия Мельникова (avit_al) wrote,
Юлия Мельникова
avit_al

Category:

Читаю Алданова

, его многотомные исторические эмигрантские романищи ("Ключ", "Бегство", "Пещера", "Истоки" и т.д.) уже много-много недель.Романищи никак не кончаются, стали почти фоном жизни.И - площадкой для самоанализа.  Успела забыть, что роман, временно названный "Бегство", есть и у меня. Тем более потянуло сравнить 2 "Бегства", ведь они хронологически и сюжетно близки, герои бегут из Питера в украинские просторы. Да и предыстории, и продолжения "Бегств" тоже взаимозавязаны.
Но, помимо времени, действияи названия, совпал местами даже текст. Ну, дадно, допустим, покупку билета в кассе все опишут одинаково. Но обнаружила у Аданова много всего такого о чем  старалась написать  сама. Много всего того, о чем сама не написала, но хотела. это выглядит нечаянным плагиатом, ведь, начиная свое "Бегство", я алдановское не читала! Он для меня был автором  школьной "Св.Елены", и только. Но тут - страшно знакомое мелькало из страницы в страницу. Через длинные чужие слова - вижу свои творческие бездны. "Ты пишешь хуже среднестатического эмигранта".
В моем "Бегстве" - исторические вставки про разброд и шатания львовской масонерии, врастание братьев-алхимиков и розенкрейцеров в галицкую полит.кухню. У Алданова - долгое, подробнейшее описание странствий основателя братства розы и креста.
Алданова химия не пугает.  Алдановские персонажи слишком много, нереально много балуются химией.Даже юный Вова Ульянов с братом и то льют в конце "Истоков" серную кислоту (в день цареубийства), чтоб реакция пошла, и меткий символист видит кровавое пятно на полоске бумаги. У меня таких символов почему-то не нашлось, хотя вроде бы в "Бегстве" тоже присуствуют и ключи, и пещера, и младотеррористы, и страшный город с мистической топографией, и стадии великого делания герой различает во львовской брусчатке. Но нет ощущения большого, захватывающего мира. Я пыталась втиснуть элементы "Алхимической свадьбы", страшашь всех этих брачующихся королев с их меркуриальными ваннами, ртутными пирогами солями и прочими атрибутами великой химии. Но у меня это не органично. А у алдановских  бомбистов даже динамит - "черный хлеб", кошка спит рядом со взрывчаткой, адская смесь стоит у Геси на плите со щами. Заметно, что вся ал(химическая) стихия - родной дом, уклон туда не кажется странным (Алданов химию знал), а у меня... . У меня за версту видно, что автор химию не любит,  не знает нисколько.В том и провал моего "Бегства". Нет химии - нет чувств - нет достоверности.Компонетны набраны нужные, но реакции - нет. Все само по себе, разные линии моего "Бегства" не сведены и не сводятся. У Алданова тоже множество линий, но это не бесит.

Мой принцип "читать лишь то чужое, что сама не могу сочинить" оказывается, полезен. 
Tags: "Бегство", #история, #книги, #литература, #чтение, история, романы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments