Юлия Мельникова (avit_al) wrote,
Юлия Мельникова
avit_al

Categories:

Фиино-угорский шаманизм Орловской губернии.

Размещаю старенькое по проьбам трудящихся ((((:
Следы моих излюбленных ересей в Нечерноземье и прочие неожиданные параллели. Самый раз после трэша.


Фиино-угорский шаманизм Орловской губернии.
Хлыстовство есть народное русское саббатианство, перенесенное на нечерноземную почву. Колыбелью его стала моя родная Орловская губерния. Многое из того, к чему призывал лже-мессия Шабтай Цви, удачно легло на старнные характеры орловских крестьян, что-то краем уха слышавших «о спрятанном царе на Турецкой стороне», о «спасении грехом» и о «красных письменах непонятной грамоты».  «Красные письмена» – это уже «мистический спам» Якуба Франка, продолжателя дела Цви, нарочно написанный красными, как кровь, чернилами. Почему именно на Орловщине так полюбилось «шабтаево учение» и пошло гулять по другим регионам России, куда ссылали хлыстов?
Дореволюционный психиатр Якоби П.И. в исследовании «Вятичи Орловской губернии» (1907г.) полгал главной причиной сектантского бума и психических эпидемий психопатологическое наследие племени вятичей. Генетики тогда еще не было, но уже  начинали догадываться, что это может быть в какой-то мере наследственно предопредеоено. Якоби пишет, что «… По моему исследованию хлыстовство, как религиозное верование и как культ, есть возвращение к почти чистому шаманизму восточно-финской расы: как общественный склад (ненависть и гадливое отношение к браку, предписаниe непременно вести беспорядочную половую жизнь, „свальный грех", „радения" с их половою распущенностью, и т. д.) хлыстовство есть возвращение к коммунальному браку, к примитивному гетэризму, к священной проституции. Нет сомнения, что все это составляет очень резкие этнические черты, характеризующие своеобразную этническую индивидуальность…» Дабы прийти к этим выводам. Якоби пришлось ознакомиться ближе с литературой, а также с подлинными судебными делами о хлыстовстве. Это представляло тем большой для него интерес, что хлыстовство зародилось и имеет свои главные очаги в тех уездах Орловской губернии, населенных некогда вятичами, и в соседних с ними уездах Калужской и Тульской губерний. «…. Если нанести на карту пункты, в которых были констатированы хлыстовские гнезда, то эти пункты обрисуют распространение финского племени в России. Затем, переходя кисследованию существенных психических явлений хлыстовства, мы знаем, что оно, согласно всем авторам, изучавшим его, состоит в следующем:
а) Игнорирование, в сущности, полное отстранение личного Бога и замена его безличным и крайне неопределенной природы Духом, которым можно „овладать" и заставить его сойти в человека; достигается это ритмическими звуками и неистовыми мышечными движеньями, доводящими до экстаза, до эпилептиформных судорог.
b) Отвращение от брака в смысле правильного и постоянного сожительства одного мужчины с одною женщиною. Брак, по понятиям хлыстов, есть дело гнусное, оскорбляющее нравственное чувство, преступное в глазах божества, которое признает нравственным только беспорядочные и случайные половые сношения мужчин и женщин; поэтому особенно приятным божеству является "свальный грех", составляющий культовое утверждение и символ равенства и братства.
c) Братство всех членов секты, существенным условием которого является коммунальный брак и гетеризм»
Для современного читателя, заучившего еще в школе, что племя вятичей – славянское, названо по имени легендарного прародитель Вятко, и пришедшего, вероятно, из Польши (Вятко – брат Леха, прародителя поляков), отождествление вятичей с финно-уграми кажется странным. Но никто не исключает возможность медленной взаимной ассимиляции финно-угорских племен славянскими, заимствования слов, обычаев, верований. В том числе и шаманизма, который мог причудливо переплестись со древнеславянским языческом. Полиогоном этого взаимопроникновения выступала Орловская земля, где до сих пор осталось немало топонимов финно-угорского происхождения.  Финно-угорско-славянский синкрет сложился здесь потому что, вятичи долгое время оставались вне культурного влияния Киевской Руси, существуя на ее задворках. Это  едва ли их огорчало – с первого миссионера Кукши, пришедшего из Киева, вятичи заживо содрали кожу острыми речными ракушками. Во Мценском районе Орловской области, чуть не доезжая до села Тельчье, есть родник и обитель  в память убиения Кукши. Местные жители, проживающие здесь около тысячи лет, вряд ли стыдятся злодеяния своих предков. Охотно расскажут это предание со всеми душераздирающими подробностями. Покажут озеро, куда по весне швыряли девственниц. Деревья у источника увиты разноцветными ленточками. Монахам из обители возле родника Кукши не раз угрожали приверженцы неоязычества. Такое ощущение, будто мучительная смерть миссионера – единственное положительное событие в истории  этих мест! О вятичах русские летописцы отзывались как о дикарях, грязнулях и двоеженцах. Современная наука добавила к этому печальное обстоятельство –  у многих финно-угорских народов обнаружился ген, отвечющий за склонность к затяжным депрессиям и суицидальным настроениям. Этот ген вполне мог передаться и вятичам при смешении с финно-уграми…… обеспечиваяпереходящую из рода в род устойчивую привержнность к религиозному нигилизму и сектантству. Сектанство депресивно, а чередование  оргиастического разгула  с мрачными раздумьями в духе «все –тлен, так не пойти ли удавиться?» -  типичное проявление МДП. Такой же диагноз посмертно поставили лже-месии Шабтаю Цви психиатры нового времени. Не забыв еще и про манию величия.
Я бы назвала хлыстов самоверами –  сами придумали, сами уверовали в придуманное.
Общие положения этих двух сект, саббатиан и хлыстов, несомненны. Ввопросы заимствования  правильнее отдать на откуп профессиональным религиоведам (рекомендую работу Андрея Бермана «Саббатианситв и русская хлыстовщина: к вопросу о типологии еврейского и русского апокалиптического месситанизма»)
Tags: #история, #орловская область, Орловская область, публіцистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments