Так почему российская либеральная оппозиция увлеклась украинским национализмом?
(Конечно, это частное, субъективное предположение )
Потому что она боится своего. Помните, как страшный националистический деятель по кличке Тор моментально выбил табуретку из-под ног заумных либералов и завел толпу на Болотной? То-то. Поэтому лучше обожать чужой национализм. Он далеко, не укусит. На Болотной были уже флаги и заимствованная символика, но, так как революция не задалась, об этом быстро забыли. Именно в этот промежуток украинский национализм активно ищет выход на русскоязычную аудиторию – они стали обращаться и уже к россиянам. Не только, как подумали, к жителям приграничья, где много этнических украинцев и жив суржик, не к одной Стародубщинеи или Кубани, входившей раньше в Украину – но к российским либералам, преимущественно москвичам и питерцам. Коим до Украины еще недавно не было никакого дела. Еще несколько лет назад найти первоисточники об украинском национализме на русском языке было сложно. Даже для благородных научно-исследовательских целей. Нужно было знать украинский язык и все самим переводить. А тут – как по команде выложили все на русском. И это меня сильно удивило. Ну, думаю, глобализация!
А теперь ясно – российская оппозиция начала в отчаянии (народ ее не любит, народ ее не знает) перенимать соседский опыт. Решили стать деятелями национально-освободительной борьбы, кем стал тот же Бандера, лишенный в межвоенной Польше малейшей возможности защищать права украинцев нормальными демократическими методами. Пришлось ему встать на путь террора. Наши либералы тоже себя с ним сейчас сравнивают – мол, мы хотели законно, но нас вынудили, до выборов не допускают, и потому мы переходим на новую фазу…… подготовки к насильственному свержению.
Но все-таки – что им Украина, чего они – Украине? Если этих объяснений недостаточно, добавлю слдующее. Российский либерализм, как и любая иная заимствованная идеология, отчаянно нуждается в социальной почве. Должна же она где-то расти! Но либералы успели в 2000-е напрочь растерять весь свой электорат, очутиться за бортом Думы, а значит, выпасть из политической жизни, ухнув в маргинальные низы. Статус парламентской партиии и непарламентской – это очень разные вещи. Непарламентские партии неуклонно тяготеют к маргинализации, виртуализуются, уходят в подполье. Что согласуется с нынешним почти полным пребыванием российского либерализма в Интернете, 1 телеканале, 1 радиостанции и в нескольких бумажных изданиях. Они очутились «вне мира». Чтобы вернуть себе аудиторию (и в итоге - власть), нужно в этот мир вернуться. Как?
Сейчас в российской политике остается незанятой только одна потенциально выигрышная ниша, и то не самая приемлемая для брезгливых столичных эстетов – национал-популизм, игра на «русском вопросе». Партия, представляющая собой нечто среднее между «Правым фронтом» Марин ле Пен и «Родиной» раннего Рогозина.
Но как либералу-западнику убедительно сыграть национал-популиста? Они ж воспитаныны на мультикультурализме, космополиты, граждане мира с набором разных паспортов, дети глобализации, оторванные от своих национальных корней. Среди российских либералов совсем обычным считается, например, этнически русским допускать русофобские высказывания, а этническим евреям – целоваться на камеру с антисемитами. Они люди наднациональные, а надо быть националами.
Выход нашелся удивительно просто – поиграть в «бандеровцев», обвеситься трезубцами, раскрасить в сине-желтый все, что попадется под руку.
(Замечу, что все эти акции, марши, перфомансы и т.д,и т.п. - сводятся к демонстрации атрибутики, за которой, в общем-то, ничего нет. Если только не увидеть в этом остатки первобытной магии ))):).
Вместе с украинским национализмом либералы России мечтают заполучить столь необходимый им «национальный элемент», окрас, если хотите, чтобы приблизиться тем самым к истокам, стать через это «посвящение», наконец, частью цивилизованного мира а не его изгоями. Потому что либеральные идеи везде в кризисе, национализмы , напротив, сейчас в Европе модны, за ними видят будущее, а этнического национализма в России так и не сложилось (и не надо!)
Есть только национализм имперский, великодержавный, пресловутое «русскомирье», но на нем играет власть, на нем не взыграешь, либералы ж ярые противники режима! Раз своего нет, берем у соседей. «Они родня и сами посоветовали». Тем более что этот фантастический кульбит вполне согласуется с исторической логикой. Для них это все оправдано.
Добавлю, что это заимствование – не кража в убогом криминальном смысле, а возврат. Российские либералы позаимствовали у украинских националистов все то, что когда-то украинский национализи позаимствовал у российских народников 2-й половины 19 века. Это всевозможные мифические представления об абстрактном народе, культ вождя, опора на промежуточные (и маргинальные) социальные слои, жуткая мистическая поэтика «почвы и крови». Об этом – позже.
Исторические аналогии вырисовываются необычные, жаль, что сейчас не принято на все это смотреть объективно, что тема дико истасканная, из серии "поковыряла- иди мой руки".