Юлия Мельникова (avit_al) wrote,
Юлия Мельникова
avit_al

Category:

Имитация мракобесия и борьбы с ним.

В России 21 века тоже намечается консервативная революция, но, в отличие от примитивного сюжета «бунта жрецов», у нас все гораздо сложнее. В своих предыдущих статьях я уже рассказывала, как советская власть превратила немногочисленных верующих в некое подобие религиозной субкультуры и чем это затем обернулось. Обсуждали и природу нынешней эпидемии кощунств, поняли, что зачастую кощунство – это не художественный акт, а тщательно спланированный коммерческий проект. Знаем, что в эпоху победившей искусственности омертвяется все. И целью  становится не жизнь как таковая, а ее презентация в соцсетях.
Целью же любой публичной деятельности – имитация оной путем презентации несущественных действий.
И, так как в России тоже есть люди, боящиеся скорого «бунта жрецов»,  интересно, когда же это началось. Правда, у нас поворотным событием, претендующим на роль аналога «Тегерана 1979», каждый называет свое. Кто-то ведет точку отсчета с разгрома выставки «Осторожно, религия!», для кого-то этой датой Х, несомненно, является суд над
Pussy Riot в 2012 и череда «моральных» законов 2013. Может, это событие еще только намеревается произойти?
Вообще – откуда они взялись, эти имитационные мракобесы?  Чем они любы властям? Почему возникли на карте России «мракобесные» регионы вроде Белгородской области?

Ведь кто сейчас является известными персонами с имиджем мракобесов? это отнюдь не классический тип религиозного фанатика с насупленными бровями и постным лицом. В эпоху постмодерна, поставившей под глубокое сомнение подлинность всего и вся, в том числе и веры, важны не действия, не поступки, а их имитация и ее информационное обеспечение. Поэтому большинство тех, кого СМИ заклеймили мракобесами, ими не являются, но носят свое клеймо не без удовольствия. Ведь стать новым Иосифом Волоцким или Игнатием Лойолой в 21 веке просто. Не обязательно что-то натворить серьезное. Достаточно вовремя создать информационный повод. Реальные труды, увы, часто остаются незамеченными. И для СМИ гораздо удобнее иметь дело не с настоящими мракобесами.
Для примера возьму двоих популярнейших борцов за православие (в своем понимании): молодого Энгео-Цорионова и пожилого Хвылю-Олинтера. Первый – обычный московский мальчик, «дитя перестройки», сын преподавателя МГИМО. Возглавляет маленькое движение «Божья воля», эмблемой которого является название в круге, окаймленное стилизованными крылами ангелов с острыми маховыми перышками. Вблизи это не крылья – а мадагаскарские тараканы-многоножки. Любимые насекомые Нади Толоконниковой, между прочим. В своих интервью Энгео признается, что подростком любил кощунствовать и даже распилил крестик. Потом он подружился с радикальным священником о.Даниилом Сысоевым и попал под его влияние. Уже несколько лет мы наблюдаем, как Энгео прославляется экстравагантными акциями вроде разбрасывания листовок против эволюции в музее, срывания с незнакомого человека на вокзале футболки с анти-иконой в балаклаве, выкриками во время скандального спектакля и т.д. И вот что странно. Настоящие мракобесы обязаны ненавидеть Интернет. Они неохотно дают интервью ))): Энгео, напротив, имеет собственный сайт, аккаунты вКонтакте и в Твиттере. Пишет, например, в Твиттере, что депутаты Милонов и Мизулина – надежда России, они посвящены в тайны мироздания. Тогда почему они произносят столько глупостей? Видимо, что-то не то им открылось……. Или Энгео считает их безумства – подвигом юродства? Но что это за юродство-лайт, с депутатским окладом и
VIP-залом?
Конечно, все это оттого, что Эгео молод, он неофит в православии, наивен и горяч. В чем-то напоминает юношу из радикального иудейского движения «Кахане хай». Многих привлекает его необычный псевдоним. Энгео называют то Эмтеу, то Эмгео, то еще как-нибудь. Еще бы – эту фамилию он сам себе придумал и присвоил. Энгео честно говорит, что он выполняет социальный заказ. И готов громить витрины неправильных магазинов. Какие неправильные? Вряд ли мощные ритейлеры и фешенебельные бутики. Их громить – проблем не оберешься. А вот разбить витрину секс-шопа в спальном районе – самое то. Симптоматичная мишень. Пластиковые мракобесы против надувных кукол. Разумеется, в его движении активно участвуют подростки. Ходят в толстовках с девизом «Родился сам - помоги другому». Широко известна агитация Энгео против абортов. Но, извините, как эту насущную этическую и социальную проблему смогут решить радикально настроенные подростки, ведомые незрелым лидером? Они способны только пойти по пути американских коллег «Про лайф» – расправляться с докторами и женщинами. Но загубленных детских душ от этого меньше не станет. Наоборот, особо политизированные гражданки начнут специально делать аборты, только лишь бы насолить «мракобесам». Мало ли в мире идиоток……

Второй, Хвыля-Олинтер - человек зрелый. Он родился еще в войну, в вере не новичок, получил не одно образование, потомственный интеллигент (отец в 1930-е годы руководил народным образованием Украинской ССР, был репрессирован). Глумящуюся молодежь обычно веселит тот факт, что Хвыля-Олинтер когда-то давно работал в милиции. Ныне он занимает пост в Белгородской области и фактически определяет ее специфичную религиозную политику. Борется с сектантами на основе своей концепции духовной безопасности. Вдохновитель всевозможных запретительных инициатив. Пишет богословские труды. Не очень-то понятно, зачем ему понадобилось тратить время и нервы на разные пустяки да еще при помощи региональных властей. Прогнать католиков молиться заграницу, запретить праздновать Хэллоуин в школах . Вред от этих показательных порок с лихвой перекрывает вероятный ущерб. Не удивлюсь, если этот негативный образ реакционера, изувера и мракобеса при власти - целиком порожден СМИ.
Когда мракобесия нет или его маловато, приходиться лепить из подручных материалов.
Но поглядим – а в чем заключается их деяния? Есть ли в этом хоть толика логики настоящего религиозного фанатика? Чем они искренне оскорблены?
Да ничем, в сущности. Акции громкие, но за ними - пустота. Потому что спровоцированы они мелкими событиями. Пошлыми, мало кому интересными, выставками, шоу, специально создаваемыми для скандала с верующими. Тривиальными панкушками, ужаснувшихся тому, как их терзающие слух песни стали чуть ли не гимном. Знаете ли вы, что аналог Pussy Riot есть даже в строгой католической Польше, и их там тоже периодически гоняют, но об этом пресса не гудит? Спустя годы, наверное, историк замрет в недоумении – отчего все возмутились безыскусным панк-молебном и сотворили из него библейское «мене, текел, фарес»?
А ничего другого не было. Высокая культура годами молчала в тряпочку. Все интеллигентные попытки красиво прорвать завесу не удостаивались и сотой доли того внимания, что было обрушено на
Pussy Riot.
Чем опасна эта подмена? Вместо поступка (вот когда Мартин Лютер свои 95 тезисов на дверь собора приколотил – это был именно поступок) – наигранные истерики, бутафория, грошовый пафос (как, например, заявление Охлобыстина, что он бы сжёг всех гомосексуалистов в печке – ясно, никого он жечь не собирается). Задача проста: пошуметь, напугать публику, привлечь максимум прессы, или, напротив, тихонько придумать и утвердить очередную запретительную инструкцию, якобы ненамеренно слив ее в СМИ. Стать героем телепередачи или тщательно скрываться от журналистов, тем самым провоцируя к себе еще больший интерес. Все это скорее похоже на заранее спланированную клоунаду, чем на поведение человека, на самом деле оскорбленного в самых сокровенных чувствах. Они – актеры, играющие роль мракобеса по заказу. Есть спрос – есть событие. Закон жанра театра общественных трагикомедий. Если же все эти слова, законы, акции продиктованы искренним стремлением спасти мир от скверны, то кривое зеркало телекоммуникаций вмиг выставит все это в омерзительном виде, утопит и забудет.

Оскорбленному чувству остается тот маленький уголок – подсознание, где и зреет настоящий Великий Инквизитор Достоевского. Когда он придет – всем мало не покажется.

Tags: #пропаганда, #сми, #социальное, публицистика
Subscribe

Posts from This Journal “публицистика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “публицистика” Tag